История вопроса
Правовая норма о минимальной обязательной доле закупок российских товаров была введена в Закон о контрактной системе (далее Закон о КС) еще 31 июля 2020 г., а вступила в силу 11 августа того же года.Закон определил следующие общие нормы о минимальной обязательной доле закупок российских товаров:
- цели установления минимальной обязательной доли закупок российских товаров (ч. 3 ст. 14 Закона о КС);
- компетенцию Правительства в установлении особенностей определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с ед. поставщиком, начальной цены единицы товара на основе характеристик российских товаров, в т.ч. содержащихся в КТРУ (ч.25 ст. 22 Закона о КС);
- общий порядок реализации особенностей осуществления закупок для целей достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок российских товаров.
Однако практическая реализация этой нормы стала возможной только после вступления в силу 01 января 2021 г Постановления Правительства РФ № 2014 от 03.12.2020 г. "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" с 01.01.2021 г. (далее «Постановление»).
Постановление детализировало норму Закона о минимальной обязательной доле закупок, а именно:
- установило размер минимальной обязательной доли закупок российских товаров на 2021 г., 2022 г., 2023 г.;
- установило перечень товаров, в отношении которых действует минимальная обязательная доля закупок (с указанием кодов ОКПД2, наименований товаров и, для медицинских изделий, кодов вида согласно номенклатурной классификации);
- установило особенности определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с ед. поставщиком, начальной цены единицы товара;
- утвердило Положение о требованиях к содержанию и форме отчета об объеме закупок российских товаров;
- утвердило Положение о порядке, критериях и последствии проведения оценки выполнения заказчиком обязанности достижения минимальной обязательной доли закупок российских товаров;
- определило Минпромторг РФ органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление оценки достижения заказчиком минимальной доли закупок российских товаров.
Практическая реализация нормы о минимальной обязательной доле закупок
Постановление содержит 107 товарных позиций, среди которых 33 позиций относятся к медицинским изделиям (см. таблицу).Согласно ч. 1 ст. 30.1 Закона о КС, если минимальная обязательная доля закупки установлена, то заказчик обязан осуществить закупку исходя из такой установленной доли.
Для целей достижения минимальной обязательной доли закупки будут учитываться товары, происходящие из ЕврАзЭС (п.2 Постановления).
В целях реализации минимальной доли закупок заказчики с 01.01.2021 г. должны:
- описывать объект закупки с применением характеристик товара, происходящего только из РФ или ЕврАзЭС, в том числе характеристик, содержащихся в КТРУ (ч. 1.1 ст. 33 Закона о КС);
- при применении метода сопоставимых рыночных цен для определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с ед. поставщиком, начальной цены единицы товара, учитывать идентичные и однородные товары, происходящие только из РФ и ЕЭС (в том числе товары, включенные реестр российской промышленной продукции, реестр промышленной продукции ЕврАзЭС и реестр российской радиоэлектронной продукции), а также характеристики (при наличии), включенные в КТРУ (п. 3 Постановления).
- направлять запрос информации о цене товара только поставщикам идентичных или однородных товаров, информация о которых включена в ГИСП (Государственная информационная система промышленности).
Отчетность
До 1 апреля года, следующего за отчетным, заказчики должны составить отчет о выполнении минимальной доли закупок и разместить его в ЕИС (ст. 30.1 Закона о КС).
Если минимальная доля закупок заказчиком не достигнута, то вместе с отчетом заказчик должен разместить обоснование невозможности достижения такой доли.
Отчет и обоснование не размещаются в ЕИС в отношении закупок, не подлежащих размещению в ЕИС.
Отчет подготавливается до 2 февраля года, следующего за отчетным, автоматически в ЕИС, на основании информации из реестра контрактов (п. 4 Постановления).
До 1 апреля заказчик должен:
- включить в отчет обоснование, если минимальная доля не достигнута (путем указания в отчете соответствующего кода обоснования);
- подписать отчет усиленной квалифицированной электронной подписью.
Постановление предлагает 3 вида обоснования невозможности достижения минимальной доли:
- при проведении закупки не было подано заявок с предложением товара, происходящего из РФ или ЕврАзЭС (код обоснования «01»);
- при проведении закупки возникли обстоятельства, допускающие исключения из установленных ограничений (код обоснования «02»);
- иные обстоятельства (код обоснования «03»)
Последствия оценки достижения заказчиками минимальной доли закупки
До 30 апреля года, следующего за отчетным, Минпромторг:
- проводит оценку достижения заказчиками минимальной обязательной доли закупок,
- формирует соответствующий отчет и направляет его в Правительство с предложениями (при необходимости) по изменению размеров минимальной доли и/или нормативных правовых актов об ограничениях допуска иностранных товаров и их перечней.
Ответственность за несоблюдение минимальной обязательной доли закупки
В настоящее время ответственность для заказчика и/или его должностных лиц за не достижение минимальной обязательной доли закупок не предусмотрена.
Однако, согласно законопроекту, разработанному Минюстом предлагается ввести такую ответственность с 01.01.2022 г. в виде штрафа для должностного лица в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. При этом планируется освобождать должностное лицо от административной ответственности, если Минпромторг, даст положительную оценку обоснованию невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок.
Если законопроект будет принят без поправок, то должностных лиц заказчиков смогут подвергать административному наказанию за не достижение минимальной обязательной доли закупок только с 01.01.2023 г. за правонарушения, совершенные в 2022 г. (ч. 2 ст. 1.6 КоАП РФ).
МИНИМАЛЬНАЯ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ДОЛЯ ЗАКУПОК МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ,
ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАН ЕВРАЗЭС